История храма в честь Рождества Христова п.г.т. Анна

Первое письменное упоминание о церкви в Анне находим в окладных книгах 1705 года, где говорится, что служил здесь «поп Михайло, а в божественной службе способствовал ему дворцовый крестьянин Федор Неклюдов». Церковь была названа Ильинской.

А в окладной книге Воронежской епархии уже 1724 года в Анне указана церковь Рождества Христова. Это же название церковь сохраняет и по сей день…

Барятинские — древний русский княжеский род, потомки князей черниговских. Князь Владимир Анатольевич герой войны за освобождение Болгарии, генерал-адъютант трех императоров — Александра II, Александра III и Николая II. Его супруга Надежда Александровна Барятинская, урожденная Стенбок-Фермор, статс-дама императрицы Марии Федоровны.

Большую часть времени Барятинские проводили в Санкт-Петербурге, а в имение Анна приезжали только летом.

И вот 1 июня 1894 года, в день серебряной свадьбы князей, была заложена церковь. Освящал закладной камень протоиерей Василий Вышневский, бывший в то время благочинным. Около пяти лет «жемчужина» строилась, и 10 мая 1899 года храм был принят специальной комиссией в составе губернского инженера А. Купринского, местного благочинного священника Дмитрия Никонова и станового пристава Скрыпченкова. Пышное и праздничное освящение состоялось 1—2 июня 1899 года Владыкой, Архиепископом Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным). И снова благодаря князьям — великим меценатам Воронежской земли.

Церковь построена в византийском стиле, в форме креста и венчана 13 куполами. К храму с западной стороны примыкает четырехъярусная колокольня, высота которой вместе с крестом 43 метра, длина храма с колокольней 43 метра, ширина — 28. Вес большого колокола составлял около 5 тонн. Крестьяне доставляли его до храма на своих плечах, впрягаясь в специальные дроги на восьми осях. Храм имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два, южный и северный, в честь святого равноапостольного князя Владимира и святой мученицы Надежды. Иконостасы делали в Санкт-Петербурге в мастерской торгового Дома Слонова и Витальева. Иконостасы не сохранились, их разрушили в 30-е годы ХХ века.

В 1930-е годы местными исполнителями советской власти было вынесено решение запретить богослужения в Христо-Рождественском храме, отобрать его у верующих, снести колокольню и купола, а в самом храме хранить зерно. Все иконы и утварь свезли в утиль. Утилем называли сарай для отходов и вещей, негодных к употреблению, но пригодных для переработки в качестве вторсырья. Свезенные в сарай утварь, облачения и дорогие иконы упаковали в тюки и отправили в Воронеж. Затем сбросили колокола и начали разбирать колокольню. Оскверненный и опустошенный, без колокольни, храм простоял до 1942 года.

Когда в начале июля 1942 года немецкие войска захватили почти весь правый берег Воронежа, штаб фронта обосновался в Анне. Вот тогда верующие аннинцы обращаются в штаб с просьбой разрешить богослужения в храме и не встречают возражений. Храм открыли, обмели стены, вымыли полы, принесли уцелевшие иконы. Верующие с надеждой и упованием, слезами и скорбью возносили молитвы в храме о погибших и о даровании победы над врагом. Здесь, где недавно казалось, что церковная жизнь полностью утрачена, она возобновилась с еще большей силой. После открытия Христо-Рождественского храма в 1942 году первые богослужения в нем совершал протоиерей Алексий Образцов.

Приходская жизнь в Анне возрождается. После Алексия 1 августа 1943 года Владыка Питирим назначил настоятелем в Христо-Рождественский храм села Анна отца Георгия Садовского. Вскоре в Анну был направлен второй священник протоиерей Николай Борисоглебский. Юридически православная община была оформлена в 1944 году. Начинается восстановление и благоустройство храма. В 1948 году был сооружен престол, приобретены потир, дискос и звездица, напрестольный крест, два колокола. Аннинцам хотелось подготовиться к золотому юбилею своего храма. И оно совершилось 29 мая 1949 года.

Приходская жизнь постепенно входила в свое русло, но, несмотря на то, что храм был передан верующим и в нем регулярно совершались богослужения, он еще много лет использовался сельсоветом как зернохранилище. Так, в 1949 году епископ Воронежский Иосиф благословляет уступить 2/3 церковной площади под засыпку хлебом.

А приближались 1960-е годы, годы хрущевских гонений, которые впоследствии назовут «оттепелью». Для церкви же эта оттепель оказалась лютым морозом. Н. С. Хрущевым была поставлена цель — в 1970 году показать по телевизору «последнего попа», а в 1980-м завершить строительство коммунизма, при котором бы осуществлялся принцип «от каждого по способностям — каждому по потребностям». Христо-Рождественский храм «душили» налогами. Настоятелей и клириков отстраняли от административно-хозяйственных дел. А все полномочия передавали старосте. Теперь священник мог совершать службу на приходе, только если исполнительный орган соблаговолит заключить с ним трудовой договор. Там, где властям удавалось противопоставить священник церковный совет в лице активистов, храмы не ремонтировались, утварь церковная не обновлялась, службы совершались редко, все приходило в запустение. Весь доход перечислялся в Фонд мира.

80-е годы ХХ века прошли под знаком великого юбилея — 1000-летия Крещения Руси. С 1985 года начинается новый политический курс, получивший название «перестройка». Пересматривается отношение и к Русской Православной Церкви. Духовенство начинает встречаться с общественностью, священнослужителей приглашают в Дома культуры и школы. В городах и селах открываются и восстанавливаются храмы. Теперь становится возможным осуществить давнюю мечту аннинцев — восстановить разрушенную колокольню. 1 октября 1990 года утверждается закон, согласно которому Патриархату возвращаются юридические права. Теперь открылась возможность для религиозного обучения детей. 12 марта 1995 года при Христо-Рождественском храме открывается воскресная школа для детей и библиотека православной литературы.

Приближался 1999 год — юбилей освящения Христо-Рождественского храма. И свой юбилей храм встретил обновленным. Благодаря совместным усилиям приходского совета, руководства района и прихожан был проведен капитальный ремонт церковного здания, своды и стены храма украсили росписью, были изготовлены новые резные киоты и аналои, обновлена церковная утварь. При входе в храм уложены новые гранитные ступени.

Аннинцы любят свой дивный храм и с благодарностью помнят и молятся о его создателях и благодетелях, о всех в нем служивших.

Храм и его прихожане прошли через разные исторические события эпохи ХХ века и с помощью Божией преодолели все испытания.